Педагоги

Рекомендации учителям-предметникам по повышению уровня учебной мотивации у учащихся

  1. Осмысленная деятельность учителя - осмысленное обучение. Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися.
  2. Развитие внутренней  мотивации  - это движение вверх. Для того, чтобы учащийся по- настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности , были не только поняты, но и внутренне приняты, то есть чтобы они приобрели значимость для учащихся и нашли отклик в его переживаниях.
  3.  Мотивация  достижения и способности. Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Покажите учащимся, что они могут быть успешны.
  4. Любознательность и познавательный интерес.

Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности - познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности - это потребность во впечатлениях. Па этом уровне человек реагирует на новизну. Это фундамент познавательной потребности.  Следующий уровень - потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер. На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.

В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах - любознательность; в старших классах - потребность в творческой деятельности.

  5 . Взаимоотношение учителя с  классом  и учебная  мотивация.

 Развитие учебной  мотивации  не возможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным  классом. Для устранения этой ситуации следует установить благоприятный психологический климат в классе, видеть каждого ученика, наладить общение вне предмета.

Материал подготовил

педагог-психолог

Мацулевич С.Т.

 

05.11.2018г.

свернуть

ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ

Признаки депрессии у подростков:

  • самоизоляция от других людей и жизни;
  • резкое снижение повседневной активности;
  • изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
  • частое прослушивание траурной или печальной музыки;
  • склонность к неоправданным рискованным поступкам;
  • прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все закончится» – косвенное);
  • шутки, иронические высказывания о бессмысленности жизни;
  • уверения в беспомощности и зависимости от других;
  • самообвинения;
  • негативные оценки своей личности, окружающего мира и своего будущего;
  • представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;
  • представление о мире как месте потерь и разочарований;
  • представление о будущем как бесперспективном и безнадежном;
  • «туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
  • наличие суицидальных мыслей, намерений, планов;
  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • частые жалобы на соматическое недомогание (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку; нарушения внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • отсутствие планов на будущее («Почему это должно меня беспокоить? Ведь завтра я могу умереть»);
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Факторы суицидального риска:

  • Серьезные проблемы в семье;
  • Отвержение сверстниками;
  • Смерть любимого или значимого человека;
  • Разрыв отношений с любимым человеком;
  • Межличностные конфликты или утраты значимых отношений;
  • Проблемы с дисциплиной или законом;
  • Давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушающему поведению других;
  • Длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
  • Разочарование успехами в школе или неудачи в обучении;
  • Высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзаменам);
  • Проблемы с трудоустройством и плохое экономическое положение, финансовые проблем;
  • Нежелательная беременность, аборт и его последствия (девушки).

 Что в поведении учащегося должно насторожить учителя

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
  • Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этогоне сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

Что делать учителю, если он обнаружил опасность

  • Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
  • Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.
  • Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.

 

свернуть

Методические рекомендации педагогам по профилактике профессионального выгорания

Методические рекомендации педагогам по

профилактике профессионального выгорания

О синдроме эмоционального выгорания впервые заговорили за рубежом около 40 лет назад, в то время его обозначили словом «burnout», что переводится как сгорание, затухание горения, выгорание. Термин «синдром эмоционального выгорания» ввёл X. Фрейнденберг в 1974 году для характеристики здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально-загруженной атмосфере организации. 

Эмоциональное  выгорание – это  симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избирательные психотравмирующие воздействия эмоциональное истощение; деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к людям); редуцирование личных достижений (проявляется либо в тенденции к негативному оцениванию себя в профессиональном плане, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывание её на других) 

Составляющие для определения наличия и степени «выгорания»

Психофизиологические симптомы

  • Непроходящее чувство усталости утром, вечером.
  • Ощущение эмоционального и физического истощения.
  • Снижение восприятия и реактивности изменения внешней среды: притупление любопытства, страха.
  • Общая слабость, снижение активности, ухудшение биохимии крови, гормональных показателей.
  • Частые головные боли.
  • Снижение или увеличение веса.
  • Полная или частичная бессонница. Быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, или наоборот: трудно заснуть ранее 2-3 часов ночи, и трудно проснуться утром.
  • Постоянная заторможенность, сонливое состояние, и желание спать в течение всего дня.
  • Одышка, нарушение дыхания при физических нагрузках.
  • Заметное снижение внутренней и внешней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния, осязания. Потеря внутренних, телесных ощущений. 

Социально-психические симптомы выгорания

  • Безразличие, скука, пассивность и депрессия. Понижение эмоций, чувство подавленности.
  • Повышение раздражительности на незначительные, мелкие события.
  • Частые нервные срывы (вспышки гнева или уход в себя - отказ от общения).
  • Постоянное переживание негативных эмоций: вины, обиды, стыда, подозрительности, скованности, для которых во внешней ситуации причин нет.
  • Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревоги, «что-то не так».
  • Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится».
  • Общая негативная установка на жизнь и профессиональные перспективы.

Поведенческие симптомы

  • Ощущение, что работа всё тяжелее, а выполнять её всё труднее.
  • Работник заметно меняет свой режим. Рано приходит и поздно уходит или наоборот.
  • Руководитель отказывается от принятия решений, формулируя разные причины себе и другим.
  • Чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам.
  • Невыполнение важных приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях. Трата большого количества времени на элементарные действия.
  • Дистанцированность от сотрудников и других людей, рост неадекватной критичности.

Предпосылки развития эмоционального выгорания

Внешние 

  • Хронически напряжённая психоэмоциональная деятельность (интенсивное общение, целенаправленное восприятие людей, подкрепление общения эмоциями).
  • Дестабилизирующая организация деятельности: нечёткая организация и планирование труда, плохо структурированная и расплывчатая информация. Всё это отрицательно сказывается на взаимодействии субъектов общения.
  • Повышенная нравственная или юридическая ответственность за выполняемую работу.
  • Неблагоприятная психологическая сфера профессиональной деятельности: конфликтность по вертикали (с руководством), с коллегами, родственниками.
  • Психологически трудный контингент. (У врачей это тяжёлые и умирающие больные. У педагогов - дети с отклонениями в психике. У руководителей - подчинённые с акцентированными чертами характера. У обслуживающего персонала капризные и грубые клиенты).

Внутренние

Темперамент, стиль общения, эстравертированность или интравертированность. Люди замкнутые, необщительные выгорают быстрее и их способность к защите ниже. Так как, эмоциональные нагрузки от общения действуют на них более пагубно в силу того, что их психические функции настроены на менее бурное изменение эмоциональной энергетики.

Фазы процесса динамического выгорания

Первая - «напряжение».

Вторая - «резистенция».

Третья - «истощение».

Симптомы фазы «напряжение».

  • Переживание психотравмирующих обстоятельств. Проявляется усиливающимся осознанием проблем. Если человек не региден, то недоверие и раздражение усиливается. Накапливается негодование, недовольство ситуацией.
  • Неудовлетворённость собой, должностью, обязанностями. В результате неудач, расстройств, действует механизм эмоционального переноса. Энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько не себя. Происходит противопоставление себя обстоятельствам. Систематически переживаются трудности.
  • Загнанность в клетку. Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. У человека возникает вопрос: «когда всё это кончится»?
  • Тревога и депрессия. Возникает разочарование в себе, избранной профессии, в конкретном месте службы. Этот симптом является крайней точкой в формировании тревожного напряжения при развитии эмоционального выгорания.

Симптомы фазы резистенции:

  • Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование. Человек не чувствует разницы в своих реакциях. На одних событиях экономит эмоции, на других излишне тратит. Действует часто по принципу «хочу - не хочу». Партнёры начинают чувствовать чёрствость и равнодушие. Иногда понимают это как неуважение.
  • Эмоционально - нравственная дезориентация. Происходит ещё большее усугубление неадекватных реакций на людей. Происходит разделение на хороших и плохих.
  • Расширение сферы экономии эмоций. Это одно из доказательств эмоционального выгорания. Особенно когда эмоции экономятся вне профессиональной деятельности: в кругу семьи, с друзьями. Человек срывается обычно дома. Поэтому домашние становятся первыми жертвами.
  • Редукция профессиональных обязанностей. Под редукцией понимается упрощение, сокращение, попытки облегчить профессиональные обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Например, специалист даёт упрощённую консультацию - врач может не пояснить подробности действия лекарств и т. д.

Симптомы фазы истощения:

  • Симптом эмоционального дефицита. Личность осознаёт изменения. Понимает некоторую утрату профессиональных способностей. Часто положительные эмоции заменяются отрицательными. Люди становятся резкими, грубыми, обидчивыми, капризными.
  • Эмоциональная отстранённость. Почти полное исключение эмоций из сферы деятельности. Почти ничего не волнует, не вызывает эмоционального отклика. Причём это не признак ригидности, а приобретённые защиты. В других сферах человек может жить вполне благополучно. Реагирование без чувств наиболее яркий симптом выгорания - профессиональная деформация личности. Ущерб наносится субъектам общения. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстранённости: «мне наплевать на вас».
  • Симптом личностной отстранённости (деперсонализация). Это широкий диапазон умонастроений и поступков в процессе общения. Прежде всего, полная или частичная утрата интереса человека к человеку, субъекту профессиональной деятельности. Тяготит его присутствие, проблемы, потребности. Окружающие люди воспринимаются как объект для манипуляций. Это проникает в установки, принципы, систему ценностей. Появляется антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не представляет социальной ценности. Формируется философия отношения «ненавижу и презираю». Выгорание смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями.
  • Симптом психовегетативных и психосоматических нарушений. Образуется по условно-рефлекторной связи. Иногда мысль о субъектах общения вызывает у человека плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. Переход с эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что самостоятельно защитные механизмы уже не справляются. Нагрузки слишком велики, и энергия эмоций перераспределяется между другими системами индивида, спасая себя от разрушительной мощи эмоций. 

Профилактика профессионального выгорания

  • Забота о себе и снижение уровня стресса: стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении; получение удовольствий; умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
  • Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности: стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах; стремление бороться со своими негативными убеждениями; создание или принадлежность к какому-либо сообществу.
  • Повышение уровня профессионального мастерства. 

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания

  • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (занятия спортом, здоровый образ жизни)
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях
  • опыт успешного преодоления профессионального стресса
  • способность конструктивно меняться в напряженных условиях
  • высокая мобильность
  • открытость
  • общительность
  • самостоятельность
  • стремление опираться на собственные силы
  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Способы саморегуляции

  • смех, улыбка, юмор
  • размышления о хорошем, приятном
  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц
  • рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей
  • «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • вдыхание свежего воздуха
  • чтение стихов
  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
  • не скрывайте свои чувства, проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами
  • не избегайте говорить о том, что случилось, используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими
  • не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь
  • не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе
  • если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени
  • выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений
  • проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе
  • постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно. 

Советы

  • Старайтесь смотреть на вещи оптимистично
  • Стремитесь побороть страх
  • Найдите время, чтобы побыть наедине с собой
  • Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого
  • Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно
  • Не оказывайте слишком большое давление на своих детей
  • Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать»
  • Используйте возможность выступить с речью
  • Маленькие радости в Ваших руках

 

 

свернуть
поделиться в: